Повтор – дословное повторение. Повторяйте, резюмируя сказанное, в случаях, когда чувствуете, то смущаетесь или путаетесь.
Путаница – сигнал, что нужно повторить. При повторе важно постоянно сверять ваше собственное поведение с ответами, которые вы получаете от клиента.
Перефразирование – даёт обратную связь и/или краткое резюме информации клиенту или группе о том, что по вашему мнению, вам было сообщено.
Итак… другими словами…Иначе говоря
Уточнение – способ вносить ясность и для себя и для клиента, наведение резкости.
Уточняйте до тех пор, пока в ответ не получите полное согласие.
При этом смотрите и слушайте нет ли противоречий, они могут содержать в себе важную информацию.
Вы имели в виду… Давайте уточним… Что это значит? Я правильно понимаю…? Мне интересно…
Вмешательство – умение отсекать второстепенное в рассказе клиента, чтобы добраться до сути. Коуч вмешивается в то, что отвлекает клиента от истины, в беспорядок. Уместно вопросом, просьбой.
Позволь спросить… Можно я подумаю вслух? Что это значит для тебя? Чему ты научился в результате? Сейчас я тебя перебью… Прошу прощения, ты только что… Мне интересно…
Проговаривание – это умение кратко передавать то, что происходит, словно помещая проблему клиента в центр внимания. Коуч делится своими наблюдениями о сказанном или сделанном клиентом (противоречие, недосказанность) для представления более цельной картины его жизни, не вынося при этом суждений и оценок.
Вы говорили о том, что это важно и не делаете. Что происходит?… Как вы объясняете это самому себе?… У меня такое чувство… Интуиция мне подсказывает… Верно ли моё предположение, что…
Отражение – это умение зеркально отразить что и как клиент только что сказал. Коуч говорит и показывает, как это выглядит со стороны. Помощь клиенту что-то заметить. Этот навык тем эффективнее, чем больше вы подстраиваетесь к жестам, тону, темпу речи, громкости, высоте, к ценностным словам и определениям критериев партнёра по общению.
Я чувствую… То, что я слышу… Про чтоэто?… Что это значит?…